Кто поспорит, что система обязательного страхования автогражданской ответственности в России пока еще далека от совершенства? И многие автомобилисты все чаще говорят о том, что стоит обратить внимание на европейский опыт страхования – и дать возможность водителям приобретать полис ОСАГО на себя, безотносительно к транспортному средству. Стоит ли удивляться, что члены Федерации автомобилистов в конце прошлого года направили в Российский союз автостраховщиков соответствующие предложения? По словам президента Федерации Сергея Канаева, основная несправедливость, которую видят правозащитники в системе обязательного страхования, заключается в том, что расчет тарифа ОСАГО осуществляется в соответствии с техническими характеристиками автомобиля. В результате страховые компании имеют солидный источник излишних доходов за счет надбавки на страхование автомобилей с мощным двигателем. Добавим, что воспользоваться в случае необходимости услугами водителя «со стороны» могут лишь обладатели безлимитных полисов – а это – дополнительные неудобства.
В октябре 2012 года в Государственной Думе рассматривался законопроект, представленный партией ЛДПР, где предлагалось узаконить удобную практику личных полисов ОСАГО водителям – наличие такого полиса позволило бы им сесть за руль любого ТС. Но предложение было отклонено со следующей аргументацией – в стране множество так называемых семейных автомобилей, которыми управляют сразу несколько человек. И это слишком накладно и нецелесообразно выписывать каждому члену большой семьи персональный полис, при этом водитель имеет доступ только к одному транспортному средству. Определенная логика в этом есть.
Поэтому Федерация автомобилистов решила выступить с новаторской идеей - стать первым государством в мире, которое декларирует свободу автовладельца в выборе наиболее подходящего способа страхования. Разумеется, в сегодняшнем расчете суммы страховки немало подводных камней: надбавка за дополнительную мощность – довольно спорный пункт, есть и другие вопросы к страховщикам, но вариант с введением новой системы также создает множество новых проблем.
По мнению инициативной группы Федерации автомобилистов, можно ввести новые параметры в схему расчета стоимости полиса – к примеру, дополнительный коэффициент, формирующийся с учетом количества нарушений ПДД водителем. Механизм вычисления такого параметра пока не очень понятен. Но несомненно одно – автовладельцы руководствовались благими намерениями, предлагая свой проект реформы обязательного автострахования. Однако правы и представители РСА, которые обращают внимание на тот факт, что сегодня количество обладателей прав на управление ТС значительно превышает число автомобилей. А значит - подобная схема очень сильно ударит по карману людей среднего достатка – оформить страховку на каждого из пяти членов семьи, управляющих общим автомобилем, довольно накладно. Таким образом, привязка полиса ОСАГО не к автомобилю, а к водителю – система, очень выгодная для состоятельных владельцев нескольких транспортных средств, среднестатистический россиянин лишь пострадает. Комбинированная же схема выглядит слишком фантастично. Но кто знает, возможно, появится третий вариант, учитывающий интересы каждой стороны.